+7 (930)-714-80-45

Экраноплан "Лунь" в Дербенте: что это и как до него добраться

28.07.2022
12 минут на чтение
Содержание:

1.  Открытие экранного эффекта
2.  История экранопланов в СССР
3.  Создание «Луня»
     3.1. Технические характеристики
     3.2. Испытания
4.  Экраноплан ракетоносец «Лунь» — вторая жизнь чуда инженерной мысли
5.  Как добраться

Не всем гениальным изобретениям суждено получить «зеленый коридор». Некоторые так и остаются невостребованными, хотя поражают своей феноменальностью. Таким оказался сконструированный советскими авиаконструкторами экраноплан «Лунь», который когда-то так опасались американцы. Сейчас он находится на побережье Каспийского моря неподалеку от города Дербент в Дагестане. Посмотреть необычный гибрид самолета и корабля теперь может любой желающий. Скоро «Лунь» станет главным экспонатом нового парка «Патриот», но уже сейчас притягивает любопытных туристов.

Открытие экранного эффекта

Еще в начале прошлого века ученые открыли экранный эффект — подъемная сила крыла резко увеличивается на небольшой высоте полета над экранирующей поверхностью (к примеру, водой или землей) из-за образования воздушной подушки. Встречный поток воздуха будто отталкивается от поверхности крыла, частично уходит вниз. Там он экранирует от поверхности и поворачивает обратно, подталкивая снизу крыло. Так создается воздушная подушка.

Тогда такое явление посчитали неблагоприятным, так как оно просто мешало посадке самолета. На заре авиации немало аварий при посадке было связано именно с ним. Еще ученые в ходе экспериментов выяснили, что во время таких полетов снижается расход топлива и уменьшается аэродинамическое сопротивление.

Некоторые виды птиц тоже используют экранный эффект, чтобы сэкономить силы в полете. Чайки, пролетая над водой, снижаются к водной поверхности. При этом они значительно реже машут крыльями.

История экранопланов в Советском Союзе

Работа над разработкой ударного экраноплана ракетоносца «Лунь» проекта 903 стартовала в 1969 году, главным конструктором тогда стал В. Кирилловых. Но это не первый экраноплан, до этого еще был проект 902 Ростислава Алексеева, который испытывали с 1966 по 1980 годы. Размеры тоже впечатляли — 92 м длина и размах крыльев 37,6 м. На переднем пилоне было сконструировано 8 турбореактивных двигателей. Они создавали подъемную силу, нагнетая воздух.

Когда американцы наблюдали со спутников экраноплан 902-го проекта с надписью на крыльях КМ, проходивший испытание в Каспийском море, они не могли сначала понять, что это такое. Для морского судна он развивал слишком большую скорость — 500 км/час, для самолета летал слишком низко. Аббревиатуру КМ они расшифровали как Каспийский Монстр. А ведь это означало всего лишь Корабль-Макет, у проекта по сути даже не было названия.

Самые первые аэропланы, после которых партией было одобрено конструирование КМ — самоходные модели СМ-1 и СМ-2. У них был один турбореактивный двигатель, управлялись экипажем из трех человек. Длина первых аэропланов — 20 м. Испытания признали успешными, несмотря на несколько незначительных аварий. ЦКБ Ростислава Алексеева было поручено создать тяжелый боевой экраноплан для военно-морского флота.

Еще одна серия экранопланов, созданных в ЦКБ по СПК СССР — «Орленок», конструктором тоже был Алексеев. Они проектировались как средство для транспортировки гусеничной и колесной техники, а также десантников в районы боевых действий. На борту помещалось до 200 пехотинцев в полном вооружении или две бронемашины с экипажами. Летательный аппарат передвигался со скоростью 400 км/ч. Носовая часть откидывалась вправо, откуда выгружалась техника и люди.


Создание «Луня»

Именно Каспийский монстр был положен в основу разработки «Луня». К сожалению, сам КМ затонул во время очередных испытаний и до сих пор покоится на дне Каспия. Планировалось построить серию экранопланов, основной функцией которых было уничтожение кораблей противника. Радары того времени не могли определять низколетящие на быстрой скорости цели издалека, поэтому таким аппаратам прочили большие возможности.

Так получилось, что до конца был доведен только один (тот самый, что сейчас находится в Дербенте), с распадом СССР проект прикрыли. Все экранопланы строили на опытном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, тогда это был город Горький.

Технические характеристики

Длина корпуса «Луня» 73 м, высота 19 м. Внешне он похож на транспортный самолет, но есть много отличий. В передней части корпуса находится пилон, оснащенный тяговыми двигателями, всего их восемь. Сопла расположены к воде под определенным углом, чтобы нагнетаемый поток воздуха уходил вниз и экранировался на крылья экраноплана. Они специально сконструированы немного подальше. Площадь крыльев — 55 квадратных метров, а размах 44 метра.

Противокорабельные ракеты устанавливаются на фюзеляже. Кабина операторов, которые должны управлять ими, расположена под передней парой ракет. И еще одна в задней части корпуса. Двухконтурные двигатели для «Луня» разрабатывались на основе турбин самолета ИЛ-86. С такими двигателями аппарат мог развивать скорость до 500 км/ч, с запасом хода до 2 тысяч километров. Пустой экраноплан весит 243 тонны, а его максимальная взлетная масса — 380 тонн. Для обслуживания такой махины необходим сравнительно небольшой экипаж в составе всего 11 человек.

В экранном режиме «Лунь» может лететь над любой ровной поверхностью, не обязательно это должна быть вода. Однако в отличие от «Орленка», сесть он может только на воду, так как у него нет шасси, есть только смягчающая посадку гидролыжа на днище. Как у морского судна, низ корпуса защищен обтекателями и покрыт от коррозии. Для базирования экраноплана на суше использовали специальный плавучий док.

«Лунь» не боялся 6-бального шторма с высотой волны до 2–3 метров и вполне мог эксплуатироваться в неспокойном море.

У противокорабельных ракет 3М-80 «Москит», которым оборудовался экраноплан, дальность поражения составляла 10–250 км. Расчет был на то, что двух пар таких ракет достаточно для уничтожения авианосца. «Лунь» мог пускать их на ходу. В качестве вспомогательного вооружения использовались двуствольные авиационные пушки ГШ-23, размещенные в передней и кормовой части машины.

Большое преимущество экраноплана — малозаметность для радаров, так как высота полета небольшая. Из-за того, что он не касается воды при полете, морские локаторы тоже не реагируют. Испытывавшие машину летчики рассказывали, что во время испытаний они приближались к ракетному дивизиону по низколетящим целям. При этом радары не определяли «Лунь», но визуально его было видно.

Испытания

«Лунь» впервые сошел на воду в 1987 году. Это было уникальное изобретение советских ученых, аналогов нигде в мире тогда не было, хотя разработки тоже велись. Теоретически экраноплан мог неожиданно подобраться к военному кораблю противника и пустить его под воду, выпустив ракету. Теоретически — потому что в настоящих боевых действиях аппарат никогда не участвовал. Тем не менее его прозвали «убийцей авианосцев». Летательное судно было вооружено тремя парами крылатых ракет.

Все испытания «Лунь» успешно прошел, его передали в дивизион Каспийской флотилии в опытную эксплуатацию, где он числился больше десяти лет.

экраноплан Лунь

Экраноплан ракетоносец «Лунь» — вторая жизнь чуда инженерной мысли

Проблемы с финансированием проекта 903 начались еще до распада Советского Союза, а после и вовсе стало не до него. Остальные экранопланы так и не были достроены. Второй после «Луня» летательный агрегат пытались трансформировать в спасательное судно. «Спасатель» построили на 95 процентов, когда проект полностью заморозили.

Летательное средство оказалось невостребованным. Всплыли все минусы экраноплана, которые не смогли решить во время испытаний и эксплуатации. Основной из них — трудности с управлением, если аппарат поднимался выше над «экраном». То есть любая внештатная ситуация запросто могла привести к крушению. На старте расход топлива огромный, для этого и были смонтированы восемь турбодвигателей на передних пилонах. В итоге в 2011 году совсем отказались от концепции создания летающих кораблей, боевое судно было списано.

Судьба гигантской машины казалась безысходной — «Лунь» просто хранился в сухом доке на заводе «Дагдизель» в Каспийске и никак не использовался. Секретную электронику с него сняли. Об изобретении вспомнили, когда решили построить в Дербенте парк «Патриот», который должен открыться в 2023 году. Такой необычный экспонат точно увеличил бы поток туристов.

Сказано — сделано. Парк еще не построен, а экраноплан уже отбуксировали на берег Каспийского моря. Транспортировать махину размером с пятиэтажку оказалось не просто. Пришлось задействовать сразу несколько кораблей Каспийского флота. Одни буксировали «Лунь», другие следили за безопасностью передвижения.

Корабли доставили «Лунь» только до берега. Еще один квест пришлось пройти, чтобы вытащить судно на сушу. Для этого использовали тракторы с тросами и специальными воздушными подушками. За день таким способом удавалось сдвинуть громадину всего на несколько сантиметров, но задача в итоге была решена.


А с потоком людей не ошиблись. Блогеры и просто любопытные туристы начали массовое паломничество к когда-то строго засекреченному советскому военному объекту с того самого момента, когда его отбуксировали к побережью Каспийского моря. Многих не останавливает и устрашающая табличка с надписью «Опасная зона». Все хотят не просто сфотографироваться на фоне, а еще и прикоснуться к объекту ушедшей эпохи. Самым дотошным удается даже побывать внутри и посидеть в легендарных креслах пилотов в кабине управления.

Особенно понравится внутри любителям техники. Чувства потрясающие. Спустя столько лет в кабине еще пахнет новенькими красками. Не покидает ощущения соучастия в грандиозном проекте. Сам аппарат по назначению поделен на четыре части. Кабина пилотов находится в носовой части машины, дальше идет радиорубка, по центру каюты экипажа. Средства навигации размещены в районе киля.

Как добраться

Новая достопримечательность Дагестана находится неподалеку от поселка Арабляр, в пригороде Дербента. Проще добраться на собственном автомобиле или такси. Единственное — с таксистом лучше обговорить заранее и обратный путь, так как на побережье вызвать такси через интернет не получится. Дорога в одну сторону из Дербента будет стоить примерно в 400 рублей. Из Махачкалы организуют экскурсии в Дербент с посещением экраноплана.

Общественный транспорт до побережья не ходит, но можно доехать на электричке или маршрутке до ближайшего поселка Авадан. Электричка отправляется с железнодорожного вокзала в Дербенте трижды в день. Выбирать нужно поезд Дербент–Граница и сойти на станции Авадан. От станции до побережья придется идти пешком около 5 км, сначала вдоль железнодорожных путей в обратном направлении, потом нужно свернуть направо в сторону Каспийского моря.

Маршрутки ходят с Южного автовокзала Дербента до села Белиджи. Точного расписания нет, отправляются, когда наполнятся. Ехать примерно 20 минут, а потом еще около часа идти пешком до экраноплана. По дороге можно поймать попутку, в Дагестане водители с удовольствием помогают голосующим путникам.

На автомобиле нужно ехать в сторону поселка Авадан. Не доезжая до него, будет поворот с указателем на море. В общей сложности ехать около 20 километров.

Туры в данном направлении2

Активный турАктивный тур
Сложность
тур в Дагестан за 7 дней
10 авг 2024 – 16 авг 2024
Дагестан за 7 дней
55 000 ₽
Активный турАктивный тур
Сложность

Читайте по теме