Путешествие по кругобайкальской железной дороге (КБЖД)
Кругобайкальская железная дорога была частью Транссибирской магистрали. Тогда путь проходил по берегу Ангары до поселка Байкал, там поворачивал на запад к Слюдянке. Но в пятидесятых годах XX века построили Иркутскую гидроэлектростанцию, и часть путей, проложенная вдоль реки, скрылась под водами Иркутского водохранилища. От Иркутска до Слюдянки проложили прямую дорогу через живописное Олхинское плато, а ветка на берегу Байкала стала тупиковой и потеряла первоначальное значение. Она превратилась в уникальный для России архитектурно-исторический памятник инженерной мысли и великому трудовому подвигу.
Лучшее, что можно увидеть в дороге
Еще во время строительства КБЖД получила имя «Золотая пряжка стального пояса России». Стоимость одного километра этого короткого отрезка оказалась самой большой в истории страны.
Путь проложен у подножия Ольхонского плато по обрывистым берегам вдоль сверкающих вод самого глубокого озера в мире. На участке длиной менее ста километров собраны сложнейшие для того времени сооружения, созданные руками каторжников и европейских рабочих по неповторимым проектам русских конструкторов.
38 тоннелей общей длиной девять тысяч метров проложены в скалистых утёсах вручную, с помощью взрывчатки. Самый длинный тоннель, сделанный в толще мыса Половинного, имеет длину 777 м.
Для защиты от камнепадов и селей вдоль железнодорожных путей построено 268 подпорных стенок. Некоторые из них выполнены в классическом итальянском стиле и выглядят лёгкими и воздушными, несмотря на свою серьезную роль. А между тем, камни в них уложены без скрепляющего раствора.
Внимания заслуживают галереи – 15 каменных, из которых сейчас используются только 5, 3 бетонных, и 248 мостов и виадуков.
Несколько лет назад дорогу реконструировали, заменили рельсы и укрепили своды, но оставили прежний вид. И теперь по маршруту Слюдянка – поселок Байкал и обратно ежедневно курсируют обычные электрички и туристические поезда, в том числе паровозный состав в стиле ретро.
Эксклюзивная экскурсия
Туры по Кругобайкальской железной дороге традиционно начинаются в Иркутске. Отсюда отправляется электропоезд на станцию Слюдянка II, на которой делается первая остановка, чтобы осмотреть здание вокзала, построенного из необработанного белого и розового мрамора, добытого в этих местах. Здесь же открыт музей минералогии «Самоцветы Байкала».
Дальше поезд отправляется на восток и делает остановки в самых интересных и живописных местах. Люди могут неторопливо прогуляться, сделать фото, полюбоваться прекрасными видами озера и, возможно, увидеть играющих в воде нерп.
На станции Старая Ангасолка находится музей Рериха. Он открыт в доме, где художник останавливался с семьей по пути в Центральную Азию.
Остановка Шарыжалгай – одно из красивейших мест на Байкале. Здесь находится популярная турбаза. Стоимость проживания доступная, а условия отличные. Кроме спортивных площадок, бани и площадок для барбекю гости наслаждаются неповторимой природой Байкала. Станция Киркирей – это два тоннеля и укрощенная горная река.
Станция Половинная известна не только самым длинным и самым коротким тоннелями, но и живописной бухтой с прозрачной водой, в которую можно окунуться, если позволит погода. Через полноводную реку Половинную перекинуты ажурные мосты.
Следующая остановка возле Итальянской стенки. Это впечатляющее сооружение напомнит о древнем Риме и величии итальянских зодчих. Порт Байкал – конечная станция для поезда, но не для туристов. Их ожидает паром в Листвянку, к автобусам, идущим обратно в Иркутск.
Варианты по вашему запросу
Каждый второй день проходят зеркальные экскурсии на КБЖД, когда путешествие начинается с Листвянки. Но какой бы вариант гости не выбирали, отзывы всегда восторженные.
Некоторые путешествию на поезде предпочитают пешие экскурсии. Собирают палатки, спальники и 4-5 дней уединяются с дикой природой Байкала. Для них на пути обустроены стоянки для палаток и пикников.
В теплые месяцы из Иркутска отправляется теплоход. Он позволит полюбоваться незабываемым зрелищем с воды и оставляет пассажиров у мыса Половинный.