+7 (930)-714-80-45

Фотосъемка пейзажа | Обзор фототехники от А до Я

15.04.2019
7 минут на чтение

Техника для фотосъемки пейзажа | Камеры | Объективы | Штативы | Аксессуары  


В этом обзоре мне хотелось бы поделиться личным опытом использования фототехники и аксессуаров в пейзажной фотографии. Фотосъемка пейзажа это невероятно огромный пласт фотографии, и все ниже изложенные мысли будут исключительно мнением автора и его собственным опытом. 

Меня часто спрашивают какой фотоаппарат выбрать, просят рассказать какая фототехника для съемки пейзажей нравится больше, что удобно, что нет, и многое другое. Каждый раз приходится рассказывать и делиться всем что знаю. Но никто не говорил, что этот процесс передачи знаний нельзя оптимизировать, поэтому я решил собрать все в одном месте. В этом обзоре перечислены вся моя фототехника и аксессуары для фотосъемки.

Прежде чем начать показывать содержимое «темного мешка», давайте сделаем один небольшой экскурс в историю. Он необходим чтобы понять эволюционную связь моего выбора и последующего функционального использования.

Немного истории

Был май 2008 года и у меня было запланировано путешествие на Мальдивы. Бирюзовая вода, ярко синее небо, солнце, пальмы. И тут я понимаю, что фотоаппарата для всей этой красоты у меня и нету. На Мальдивы без камеры — звучит как минимум странно. Отправившись в один из магазинов, не понимающий почти ничего в фотоаппаратах, я сделал свой выбор на основании цены и рекомендаций продавца. Знакомая история? Так вот, тогда моим избранником стал Nikon D60 с китовым объективом 18-55. Зеркальный фотоаппарат любительской категории, приятного черного цвета и внушающий симпатию. К нему бонусом магазин давал в подарок мануальный телеобъектив Sigma 70-300mm D 1:4-5.6 APO DG. В общем, счастью моему тогда не было предела! Ведь тогда я не знал, что именно с этого дня начнется долгий и тернистый путь человека влюбленного в пейзажную фотографию по уши. 

Кстати, насчет выбора первой камеры. Выбирайте по цвету ремешка! Звучит странно и дерзко? Но это чистая правда. Эстетическое удовольствие от обладания новинкой должно возвышать вас над землей, окрылять. Оно пройдет, обязательно. Но это чувство как минимум не отпугнет вас от увлечения фотографией в последующем. Визуальный перфекционизм и юзабилити не менее важны, чем количество мегапикселей, просто поверьте. Уже 12 лет черный ремешок с желтыми буквами живет со мной душа в душу.

Теперь к делу! Рассмотрим что я использую для фотосъемки пейзажа на сегодняшний день.

Фотоаппарат

Исторический цикл фотокамер в моем рюкзаке выглядел так: Nikon D60 — Nikon D7000 — Nikon D7100 — Nikon D800 — Nikon D850. Последние две являются рабочими инструментами в настоящее время.

Основной камерой на сегодняшний день у меня является Nikon D850. Очень странно, что Nikon не сделали ее изначально такой. А заставили пользователей пройти путь D800, D800E, D810. Естественно маркетинговую политику никто не отменял, но тем не менее. Сейчас можно абсолютно уверенно сказать что Nikon D850 это то, как должна выглядеть камера в 2020 году. Более того, запаса ее возможностей хватит на долгие годы вперед!

Но раз мы говорим о фотосъемке пейзажа, давайте расскажу о плюсах этого аппарата для этого жанра фотографии. Во первых, это наличие фокус-стекинга. Для получения идеально детализированного снимка камера делает серию кадров с автоматическим смещением точки фокусировки. После завершения процесса снимки записываются в отдельную папку. Это очень удобно для последующей обработки и сшивки. Во вторых, это конечно же матрица с обратной засветкой и 45 Мп на борту, позволяющая деталь фотографии потрясающей детализации. В третьих, это очень удобный хват и расположение кнопок управления на корпусе. Также нельзя обойти вниманием и наличие электронного затвора, делающего процесс съемки бесшумным и экономящим ресурс механических частей камеры. Перечислять достоинства Nikon D850 можно еще долго, скажу лишь одно, я абсолютно счастлив иметь такой инструмент у себя.      

В качестве запасной камеры я использую Nikon D800. Уже довольно старая модель, но удовлетворяющая мои потребности процентов на 70. В настоящее время ее можно приобрести на вторичном рынке за вполне хорошие деньги и удовольствие от съемки не заставит себя долго ждать. Отличный хват, 36 мегапикселей, шикарный динамический диапазон, RAW кадры очень пластичны, пылевлагозащита и хорошая батарея. Единственная причина, по которой кстати я перешел с нее на D850 это шумы на высоких ISO при ночной съемке. В остальном функционал камеры таков что под задачи пейзажной фотосъемки его хватает с запасом.

Объективы

Nikon 14-24mm f/2.8g ed af-s nikkor

Бессменный флагман сверхширокоугольной оптики от Nikon. Большой, тяжелый, с огромной выпуклой передней линзой и невозможностью использования резьбовых круглых фильтров. Плоские фильтры установленные на него представляют собой гигантскую конструкцию. Плюс уход за ними и бережность эксплуатации это особая отдельная тема. Но при всем при этом 14-24/2.8 это эталон качества картинки. Дорого, местами неудобно, но это плата за результат. Для пейзажного фотографа это #1 и тут альтернативы могут быть только в сторону жертвования какими то характеристиками.

В своей практике я использую его при фотосъемке северного сияния. Широкий угол позволяет захватить большую часть небосвода и передний план. А высокая светосила делает возможность оперировать более короткими выдержками.

Также объектив незаменим при фотосъемке пейзажа из пещер, гротов, углублений. Лучшего примера подобрать сложнее, чем зимний Байкал. Ледяные пещеры с хрустальными сталактитами идеальная натура для применения этого стекла.

Единственный минус это повышенная требовательность к безопасности и бережному обращению. 

Nikon 16-35mm f/4g ed af-s vr nikkor

Ближайшая альтернатива 14-24/2.8 при фотосъемке пейзажей. Хорош абсолютно всем и даже имеет систему стабилизации, что не характерно для широкоугольных объективов. Правда стоит отметить, что этот объектив недостаточно светосилен для ночной съемки и разница в 2 мм на широком угле это ух как много! К плюсам отнесу отсутствие выпуклой передней линзы, делающей возможным применение резьбовых фильтров и системы плоских фильтров меньшего размера. Этот объектив является наиболее часто используемым мной. 

Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Классический стандартный зум-объектив из «золотой» тройки Nikon. Идеальная резкость по всему кадру на всех значениях диафрагмы. Качество сборки породистого «японца». Диаметр объектива в 77 мм позволяет использовать как резьбовые фильтры так и плоские. Что очень удобно они подходят и к 16-35 также. Отличный пейзажный объектив который должен быть у каждого фотографа.

Nikon 80-200mm f/2.8d ed af zoom-nikkor (3 версия)

Переходим к теле диапазону. Здесь я пошел на компромисс и стал заложником отличной «ламповой» картинки. Увесистый металлический корпус и приятная цена на вторичном рынке также сыграли не последнюю роль.  В случае нетребовательности к скорости автофокуса это хорошая альтернатива 70-200/2.8. В общем советую, только берите 3 версию, она с двумя кольцами (всего было выпущено 4 версии 80-200. Две по системе «тромбон» и две с классическим управлением фокусировкой и фокусным расстоянием. Но 4 версия по отзывам часто дает сбой с мотором).

Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor

«Тяжелая артиллерия». Супертелевик для съемки птиц, животных и пейзажей. Отличная резкость и конструктив, но несколько медленный автофокус. Тут вы четко должны для себя решить, готовы тащить с собой более 2 кг или нет. Скажу так, по опыту, чем красивее место, тем оно менее доступно. И если я понимаю, что вряд ли побываю здесь второй раз или погода не даст еще один шанс, то я его беру. К тому же творческие эксперименты никто не отменял. Так, очень хорошо получилось сфотографировать цветущие тюльпаны в степях Калмыкии. На фокусных расстояниях 400-500 мм цветы выгодно отделялись от фона и получалась очень вкусная картинка. Пробуйте!

Важно! По мере возможностей и сил, берите с собой все объективы. Очень часто, когда оставляешь дома какой-то один, именно его и не хватает. 

Штатив

Качественная фотосъемка пейзажей без использования штатива немыслима. Без штатива невозможно снять северное сияние, красиво «размыть» воду, сделать снимки со стекингом по фокусу и много других случаев. Чем больше вы погружаетесь в пейзажную фотосъемку, тем больше понимаете необходимость штатива. Но одного его наличия зачастую бывает недостаточно. Штатив должен быть максимально прочным, и по возможности легким (посмотрите на изделия из карбона). Удобным в эксплуатации и транспортировке. Очень важным на мой взгляд фактором является долговечность. Сколько вариантов я перепробовал за свою историю. Ломались зажимы, элементы крепления головки, вылетали и трескались опоры. Но тут опять дело в компромиссах. И со штативами история ведет в сторону соотношения цена/качество как нельзя лучше. Покупайте максимально возможный который можете себе позволить. Но помните, все что дешевле 10-12 тысяч рублей выйдет из строя довольно быстро. Срок этого будет зависеть от интенсивности эксплуатации и среды. Рассчитывайте на 2-3 года. Хотите дольше берите дороже.    

В настоящее время я использую Sirui W-2204 с головой K-30X. Хороший середнячок с влагозащитными элементами. 

Фильтры

Для объектива Nikon 16-35/4.

Lee Filters 0.9ND Grad Soft 100x150mm. Нейтральный градиентный фильтр с плавным затемнением. 

Lee Big Stopper. Сплошной нейтральный фильтр для длинных выдержек.
Hoya PL-CIR PRO1D 77mm. Поляризационный фильтр. Использую довольно редко.

Для объектива Nikon 14-24/2.8 в процессе приобретения.

Защитные фильтры не использую предпочитая аккуратную эксплуатацию. Любое дополнительное стекло перед высококлассным объективом однозначно только ухудшает картинку.

Пульт

Для Nikon D800 проводной однокнопочный пульт. Дешево, надежно, сердито. Инфракрасный не использую принципиально.

Карты памяти

Transcend SDXC 64 GB и 32GB 10 класс. Ну тут наверное ничего особо не прокомментируешь. Пользуюсь лет 5, вроде нравится.

 

Вот вкратце основной перечень фототехники на которую я снимаю пейзажи на сегодняшний день. Какой фотоаппарат выбрать решать вам!

 

© Станислав Казнов, Мастерская путешествий «Время открытий» — Туры для ценителей красоты


Туры в данном направлении3

тур в узбекистан
21 сен 2024 – 28 сен 2024
Ароматы и краски Узбекистана
900 $
Активный турАктивный тур
Сложность
ФототурФототур
Сложность
гранд-тур в Грузию
07 сен 2024 – 17 сен 2024
Гранд-тур в Грузию
1 100 $
Активный турАктивный тур
Сложность

Читайте по теме