+7 (930)-714-80-45

Керамисты и гончары Узбекистана

25.11.2022
10 минут на чтение
Содержание:

1. Особенности керамической посуды из Узбекистана
2. Центры гончарного искусства в Узбекистане
    2.1. Гиждуванская школа керамики
    2.2. Другие гончарные школы Узбекистана

История узбекской керамики насчитывает сотни лет. В Узбекистане никого не удивить мастерами в шестом, восьмом или даже десятом поколении. Тонкую изящную посуду с характерным оригинальным орнаментом иноземные купцы скупали здесь еще во времена проходящего по территории современной республики Великого Шелкового пути. Традиции древних керамистов и гончаров сохранились до сегодняшних дней, бережно передаваясь из поколения в поколение.

Особенности керамической посуды из Узбекистана

Туристы, побывавшие в Узбекистане, с восторгом отзываются о древних памятниках архитектуры, гостеприимстве и радушии местных жителей, вкусных национальных блюдах, а еще — об удивительной красоты посуде. Действительно, другой такой не найти во всем мире, она узнается сразу.

Каждая керамическая школа в Узбекистане отличается своей техникой, манерой росписи и особенностями орнамента, но общим остается сакральный смысл каждого листочка и завиточка на посуде. У всего здесь имеется особенное значение. Керамисты и гончары во время работы читают молитвы и поют священные песни, передают изделиям положительную энергию. Такая посуда становится своеобразным оберегом для своих хозяев.

В Туркестане верили, что приготовленная в глиняной посуде пища вкуснее и полезнее, чем в металлических кастрюлях. Обожженная глина считалась чистым и богоугодным материалом.

Руками узбекских мастеров создаются вещи, которые вызывают неподдельный восторг и восхищение. Все орнаменты и краски на посуде заимствованы из природы. Затейливые узоры мастера передают с ювелирной точностью и исполняют с большой любовью.

керамическая посуда Узбекистана

Центры гончарного искусства в Узбекистане

Среди множества ремесел Узбекистана именно гончарное искусство пользуется особым почетом и уважением. Глина здесь во все времена была самым популярным материалом. Из нее строили жилища и крепости, делали и сейчас делают свистульки и другие детские игрушки, посуду, различные украшения. В глиняных печах-тандырах пекут вкусные национальные лепешки.

Святыми покровителями гончарного дела в Узбекистане считаются Саид c и Девонаи Багоуддин, его ученик. По легенде, однажды они обжигали посуду, но в печи прогорело топливо, а больше его не было. Чтобы изделия не испортились, учитель решил сам войти в печь в качестве топлива. Ученик не позволил учителю погибнуть и опередил его. И случилось чудо — температура в печи поднялась до нужного значения, а сам Багоуддин остался цел и невредим.

На территории Узбекистана находится несколько исторически сложившихся центров гончарного мастерства. У каждого из них свой неповторимый почерк орнамента и разные цветовые гаммы на посуде.

керамика Узбекистана

Гиждуванская школа керамики

Гиждуванская керамика занимает особое место среди керамических центров Узбекистана. Это одна из древнейших школ, где цвета, узоры и символы в орнаменте оставались неизменными на протяжении веков.

Гиждуван — небольшой город, районный центр, расположенный неподалеку от Бухары. Гончарный промысел здесь зародился много веков назад. Сегодня гиждуванская керамика славится во всем мире благодаря семье Нарзуллаевых. Потомки знаменитой династии, братья Алишер и Абдулла, до сих пор продолжают дело предков. Онисоздают уникальные изделия, которые украшают музеи и выставки разных городов.

Основателем династии Нарзуллаевых считается Шарифиддин Гиждувоний, 1790 года рождения. Алишер и Абдулла — керамисты в шестом поколении, а сейчас уже подрастает седьмое.

Гиждуванское мастерство не раз оказывалось под угрозой вымирания. В 30-х годах прошлого века представители династии были раскулачены, стали жертвами сталинских репрессий и домой больше не вернулись. Маленького Ибадуллу, отца Алишера и Абдуллы, усыновил еще один знаменитый мастер Гиждувана, Усман Умаров. Его тоже раскулачили, но оставили дома. Усман передал Ибадулле свое мастерство.

В середине прошлого века гончарное мастерство в республике пришло в упадок, в Гиждуване не осталось мастерских. Чтобы прокормить семью, Ибадулле пришлось уехать. Он работал на разных фабриках по производству керамических изделий — в Ташкенте, Москве, Риге. Благодаря такой работе он не утратил мастерство.

в мастерской Нарзуллаевых

В 1976 году мастер вернулся в родной город и решил отстраивать собственную гончарную мастерскую. И ему это удалось — сыновья продолжают дело отца, развивают традиции гиждуванской школы.

Сегодня мастерская Нарзуллаевых — это целый мини-завод, который находится во дворе их дома. Там полностью налажен процесс производства керамической посуды, от подготовки глиняной смеси и натуральных красителей до росписи и обжига готовых изделий.

Особенность гиждуванской школы в том, что Нарзуллаевы не пошли по пути массовости и крупносерийного производства, а по максимуму сохранили древнее искусство. До сих пор у них работает старинный гончарный круг, который приводится в движение ногой мастера. Хотя современное оборудование в мастерской тоже есть, конечно.

Всего в гиждуванской керамике больше 60 стандартных форм изделий и около 300 традиционных узоров, из которых складываются уникальные неповторимые орнаменты.

мастерская Нарзуллаевых


Гиждуванскую керамику отличает богатая цветовая гамма — от золотисто-желтых до кирпично-красных тонов. Фон изделий светло- или темно-коричневый. Для росписи используются глиняные краски, которые добываются в разных местах, в зависимости от цвета. Глазурь делают из каолина, кварца и других натуральных компонентов.

Рядом на территории расположен большой музей с керамической посудой Гиждувана и других школ Узбекистана. А еще уютное кафе для туристов с перепелками в клетках.

туры в Узбекистан

Другие гончарные школы Узбекистана

Еще одна популярная школа в Узбекистане — риштанская керамика. Маленький городок Риштан расположен в Ферганской долине. Местная глина очень пластичная и почти не требует обработки. Риштанская посуда тонкая и издает мелодичные звуки при щелчке по краю. В цветовой гамме присутствуют все оттенки голубого и бирюзового цветов. За всю историю Риштана сформировались целые поколения мастеров.

Особой оригинальностью отличается хорезмская керамика. Когда-то в Хорезме жили и работали десятки мастеров, но сейчас школу представляет в основном Одилбек Матчанов, это сын легендарного керамиста Раимберди Матчанова. В хорезмской керамике строго сохраняются только геометрические и растительные орнаменты.

Кроме Гиждувана, Риштана и Хорезма, центрами гончарного искусства считается еще Ташкент, Самарканд, Хива, Шахрисабз. Мастера Узбекистана продолжают многовековые традиции, создавая настоящие произведения искусства.

Раздел не найден.

Читайте по теме